Ещё в фильме есть Гаечка-стриптизёрша и отсылки к Акире Куросаве.
1 августа в прокат вышел дебютный полнометражный фильм Артёма Лемперта, режиссёра и сценариста нескольких сезонов «Ольги». Он снял его в соавторстве с Кириллом Клепаловым — опытным оператором, работавшим над «Дураком» и «Майором» Быкова.
Но гораздо больше внимания к картине привлекает Антон Лапенко в главной роли. И можно точно сказать, что поклонникам этого актёра фильм понравится — он играет просто великолепно. Да и в целом «Тополиный пух» оставляет самые приятные впечатления: это грубоватая, но очень обаятельная трагикомедия, где есть над чем подумать и посмеяться.
О чём фильм
Саша с детства хотел стать пилотом и водить огромные самолёты. Но он даже не пытался исполнить свою мечту. И поэтому живёт в маленьком городке Верхнекамске, работает охранником и так и не переехал из квартиры бывшей жены, которая снова вышла замуж.
В какой-то момент Саша просто не выдерживает. После неудачной попытки суицида он просит нового мужа своей бывшей заказать его киллеру: паре отойдёт комната, а сам герой перестанет страдать. Но именно в тот момент, когда Саша готовится умирать, он понимает, что хочет жить. Всё меняет встреча со стриптизёршей Юлей в костюме Гаечки. Вот только с этим знакомством всё не так просто.
Сюжет «Тополиного пуха» интереснее, чем кажется
Синопсис фильма обещает самую простую и предсказуемую романтическую комедию с нотками криминала и провинциальным юмором. Но не стоит делать поспешных выводов. На премьере Лемперт подтвердил, что в чём-то они отталкивались от фильмов Гая Ричи, а за основу вообще взяли идеи «Расёмона» Акиры Куросавы.
В итоге ровно в тот момент, когда покажется, что действие слишком понятное и предсказуемое, всё остановится, отмотается к началу и зритель увидит происходящее с несколько иной точки зрения. Остаётся только радоваться, как аккуратно продумана история: новые детали не только дополняют повествование, но и радикально меняют его восприятие.
Кстати, нужно отдать должное: фильм не превратится в чисто концептуальную идею, ещё раз повторять то же самое не будут — одна сюжетная линия останется чуть в стороне, и только к финалу всё сойдётся воедино.
Конечно, «Тополиный пух» не делает каких-то открытий в жанре. Но это и не нужно — всё-таки от него не ждут идей Нолана. Просто приятно, что лёгкая комедия может подкидывать сюрпризы и выглядеть как несложный, но всё-таки пазл, который зритель постепенно собирает в своей голове.
Действие одновременно смешное и грустное
Работа Лемперта и Лапенко якобы типичная летняя комедия: любовь, обаятельные герои, немного криминала и чёрного юмора. Вот только не стоит забывать, что это история о несчастном человеке, который хочет свести счёты с жизнью. А ещё тут есть несбывшиеся мечты, токсичные отношения и человеческая подлость.
Если продолжать преувеличенные и слишком лестные аналогии, можно сравнить задумку фильма не с Гаем Ричи, а скорее с «Залечь на дно в Брюгге». Эта картина Мартина Мак-Доны регулярно попадает в списки лучших комедий, но от неё можно словить и много мрачных мыслей — просто вспомните момент, когда герой Глисона должен застрелить своего друга, но в итоге начинает отговаривать его от суицида.
Нет-нет, «Тополиный пух» не замахивается на такую глубину. Но персонаж Антона Лапенко ближе к финалу выдаёт невероятный монолог, который заканчивается простой, но разрывной фразой, знакомой слишком многим: «Я здесь больше не могу». И «здесь» — это вовсе не про город.
Ладно, не пугайтесь. Как сказал сам Лемперт перед фильмом, грустного здесь не очень много. Это действительно так: «Тополиный пух» примерно 80% времени отлично смешит. И делает это разными способами.
Очень мило, что проработали множество мелких деталей, которые можно сразу не заметить: например, что в табличке «Полиция» первые три буквы отличаются по цвету или что на баннере к юбилею города переклеили цифру. Да и значение орущего мужика, которого играет Гоша Куценко (он, кстати, снялся бесплатно) непонятно до самого финала.
В основном картина развлекает просто множеством забавных ситуаций в духе старых комедий. Например, обаятельной неуклюжестью персонажей — тут на первом месте Аглая Тарасова в костюме Гаечки с огромным ключом. Или неожиданными совпадениями, которые меняют восприятие отношений героев.
И всё это под музыку «Иванушек International» и прочие песни, знакомые с детства. Кстати, с Рыжим Иванушкой будет очень смешная шутка, которая удивительным образом сейчас перекликается с реальными событиями в США.
Актёры идеально подходят к образам
Кажется, уже можно с уверенностью вырабатывать принцип: видишь Антона Лапенко в титрах — нужно идти в кино или включать дома. Даже в посредственных проектах он играет так, что кажется на 100% живым и понятным. А что уж говорить о фильмах и сериалах, где актёру дают главную роль. Про «Внутри Лапенко» даже не упоминаем, это отдельное великое произведение.
«Тополиный пух» не делают бенефисом Антона. Точнее, Саша — главный герой, но только первые полчаса. Уже за это время персонаж кажется каким-то старым знакомым — многие наверняка видели подобных людей, общались с ними. А может, и сами переживали схожие эмоции.
Но российское, да и недорогое западное кино часто грешит тем, что один-два главных актёра играют хорошо, а все фоновые проваливаются. К счастью, «Тополиный пух» — исключение. Здесь не так много важных персонажей, но каждый из них получился правдоподобным: наконец-то люди разговаривают как люди, а не как NPC в играх. Кстати, живут они тоже в очень правдоподобных квартирах, а не в бездушных декорациях.
Аглая Тарасова, у которой непростая задача — не теряться в кадре на фоне Лапенко, прекрасна в образе простоватой и растерянной девушки. Их герои выглядят как противоположности, но с каждой следующей сценой становится понятно, что между ними много общего.
А когда кажется, что всё уже понятно, на сцену выходит герой Виталия Хаева. Это одна из лучших его ролей за последнее время, которая удачно сочетает брутальную внешность и комедийный талант.
Нет смысла перечислять актёров по отдельности. Можно просто сказать, что весь состав, включая второстепенных героев, отлично попал в образы. Ну и, конечно, дополняет это всё орущий Куценко.
«Тополиный пух» имеет все шансы стать главной летней комедией российского производства. Во многом потому, что это лёгкое кино, которое не замахивается ни на глобальные события, ни на глубокую мораль. Просто небольшая история про наших соседей, друзей, родственников. Или про нас с вами.
Фильм отлично смешит, радует ностальгическим саундтреком и заодно удивляет неожиданными поворотами и драматическим подтекстом. Хорошее сочетание для вечера.
Тополиный пух, жара, июль ⭐️⛱🍿 11 атмосферных фильмов про лето в городе 10 фильмов с летним настроением для тех, кто мечтает об отпуске Что смотреть в кинотеатрах в августе 30 лучших российских фильмов, в которых отражается вся наша жизнь 10 отечественных фильмов 90-х, которые вы могли пропустить