Есть шанс на отличный психологический триллер.
16 мая на российском стриминговом сервисе Okko стартовал сериал «Калимба» от сценаристов-дебютантов Анастасии Мельниковой и Олега Кириченко и опытного, но неровного режиссёра Нурбека Эгена («Шерлок в России», «Фандорин: Азазель»). Главные роли в камерном триллере сыграли сразу несколько любимцев зрителей: Константин Плотников («Король и Шут»), Сергей Горошко («Майор Гром: Чумной доктор»), Алёна Михайлова («Чики») и Фёдор Бондарчук.
Пока что вышло два эпизода из восьми, и старт сериала выглядит очень интригующе. На первый взгляд может показаться, что идея и персонажи слишком поверхностные. Но, кажется, авторы и рассчитывали на такой обман: сюжет раскрывается постепенно и постоянно подкидывает сюрпризы.
Завязка кажется традиционной, но потом удивляет
Профессор психиатрии Виктор Мещерский (Фёдор Бондарчук) собирает в уединённом доме четверых человек, которым нужны деньги. Все они соглашаются поучаствовать в эксперименте и в результате получат вознаграждение. Вскоре выясняется, что к группе присоединятся ещё четверо — это преступники, когда-то разрушившие жизнь героев.
За всей восьмёркой наблюдают видеокамеры, на руке каждого браслет с электрошоком, чтобы исключить случаи насилия. Мещерский уверяет, что за две недели все подопытные изменятся: злодеи искренне раскаются в своих поступках, а жертвы простят обидчиков. Такая терапия якобы поможет всем собравшимся. Но, кажется, доктор скрывает свои истинные мотивы, а вскоре в эксперимент вмешиваются и другие люди.
В начале первого эпизода показывают первый и главный сюрприз для героев (но не для зрителя, видевшего трейлеры): персонажи встречаются со своими обидчиками. Причём последние, кажется, совсем не жалеют о содеянном и ведут себя нагло — просто хотят побыстрее разобраться с делами. Можно подумать, что зрителю сразу раскрыли почти все карты: остаток сезона придётся только наблюдать за сложными и зачастую нездоровыми взаимоотношениями участников.
Из такого подхода могла бы получиться неплохая психологическая драма. Но за две серии авторы подкинут ещё несколько поворотов. В первую очередь это связано с самим Мещерским и его замыслом: профессор ведёт себя очень странно, оставляет самому себе аудиозаписи, да и с обещанной охраной дело обстоит несколько иначе, чем думают герои.
Сюрпризы в эпизодах будут возникать с завидной регулярностью: они касаются то подопытных, то эксперимента, то каких-то внешних наблюдателей. Пока что трудно сказать, разовьют ли каждый из них в полноценные истории или просто нагонят загадочности. Но начало очень интригует.
«Калимба» словно скачет по жанрам, меняя драму на психологический триллер и детектив. Похоже, дальше сериал превратится во что-то ещё более жёсткое: ставки резко повышаются и, возможно, начнутся игры на выживание.
Добавьте к этому клаустрофобную атмосферу — дом, который нельзя покинуть и в котором собрались не самые дружелюбные люди, и вечный полумрак. Получится тревожная и очень запутанная история под саундтрек со звучанием той самой калимбы.
Персонажи только на первый взгляд выглядят поверхностными
Во многих российских сериалах повторяется одна и та же проблема: сценаристы плохо прописывают второстепенных персонажей. То есть один-два главных героя кажутся настоящими живыми людьми, а все остальные — маски с единственной чертой характера.
В случае с «Калимбой» у авторов изначально более сложная задача: есть девять основных героев (профессор и восемь участников), и большинство из них должны быть равнозначными. Нет «пушечного мяса», которое выведут через 10 минут после вступления.
С условно положительными героями справляются сразу — все типажи интересные. Это Андрей (Константин Плотников), у которого проблемы с наркотиками, Сергей Аркадьевич (Дмитрий Воробьёв), ставший инвалидом после аварии, Катя (Алёна Михайлова), обманутая возлюбленным и чуть не совершившая самоубийство, и Таня (Юлия Волкова) с психологической травмой из-за насильника-педофила.
Историю персонажей раскрывают через флешбэки, и в реальность судьбы каждого легко поверить. Особенно интересно наблюдать, как они пытаются обманывать окружающих, когда рассказывают о себе.
Появление преступников сначала может расстроить: они как раз выглядят функциями, которые просто создают проблемы, но не обзавелись собственной личностью. Особенно это касается Елисея — героя Горошко, типичного красивого эгоиста, и вечно хамящей окружающим Наташи в исполнении Елизаветы Шакиры.
Но, кажется, именно здесь кроется главная хитрость сюжета. Герои выглядят искусственно, потому что привыкли играть эту роль перед окружающими, преступникам как раз труднее раскрыть другие черты характера. Вероятно, события сериала должны превратить их в более неоднозначных и сложных персонажей. Но вряд ли к этому приведут именно сессии и разговоры — вероятно, будут более стрессовые испытания.
Если в итоге у авторов получится раскрыть большинство героев и действительно показать всю полноту их эмоций — будет очень интересно. Хотя есть подозрение, что обойдутся с ними куда проще.
Мораль кажется сомнительной, но в этом и смысл
Есть ещё один обман, который может смутить в первых эпизодах и который создатели уж точно должны обыграть правильно, чтобы «Калимба» сработала. Речь о самой идее эксперимента: по задумке Мещерского, терапия должна помочь всем участникам, но в первых эпизодах кажется, что гораздо больше давят на пострадавших.
Они обязаны как-то собраться и простить своих обидчиков, хотя те не слишком хотят меняться. То есть изначально в сериале транслируют, что жертва и преступник якобы равны в этой ситуации, и решить проблему — задача первых. Только так они смогут исцелиться от травм. Даже если в этом и есть какая-то циничная логика, то не слишком приятная.
Однако всё-таки важно понимать, что вряд ли профессор в этой истории окажется положительным персонажем. Пока что его мотивы не слишком ясны, но Мещерский явно заботится не о благе своих подопечных. Каждая сцена с его участием раскрывает, что герои столкнулись не с заботливым доктором, а с человеком, который просто ставит эксперименты на других и не доверяет даже самому себе.
Возможно (и в это хочется верить), у Фёдора Бондарчука есть шанс сыграть самого интересного злодея в своей карьере. Если, конечно, создатели не припасут ещё какой-нибудь сюрприз, который перевернёт восприятие сериала.
Первые две серии «Калимбы» создают отличную интригу. Зрителя постепенно знакомят со множеством персонажей — без суеты, но и не скучно. А потом несколько раз меняют направление действия и постоянно удивляют.
После такого есть только две версии. Либо все восемь эпизодов сложатся в крутой и напряжённый триллер про игры на выживание и психологические эксперименты. Либо авторы сами запутаются в героях и их мотивах и не ответят на вопросы. Хочется верить, что сработает первый вариант.