Если тормоза скрипят, ведут себя странно, а на руле чувствуется вибрация — скорее всего, детали пора обновить.
Оглавление
- Зачем нужны тормозные колодки
- Как понять, что тормозные колодки пора менять
- Как понять, что тормозные колодки пора менять
- Как поменять тормозные колодки своими руками
- Можно ли что-то делать, чтобы менять тормозные колодки реже
Оглавление
- Зачем нужны тормозные колодки
- Как понять, что тормозные колодки пора менять
- Как понять, что тормозные колодки пора менять
- Как поменять тормозные колодки своими руками
- Можно ли что-то делать, чтобы менять тормозные колодки реже
Зачем нужны тормозные колодки
Тормозные колодки представляют собой две пластины из металла с накладками. Колодки надеваются по обе стороны от тормозного диска на каждом колесе.
Когда водитель нажимает на педаль тормоза, приводится в движение поршень тормозного цилиндра. Он давит на тормозную жидкость, которая по шлангам передаёт усилие на колодки. Они прижимаются к тормозным дискам или барабанам. Благодаря трению этих деталей автомобиль замедляется или останавливается. Когда водитель отпускает педаль, давление в тормозной системе падает, а колодки разъединяются с дисками или барабанами.
Видео: АВТОШКОЛА 67 / VK Video
Из-за трения с тормозными дисками или барабанами накладки на колодках через какое-то время стираются. И тогда детали необходимо заменить. Если этого не сделать, машина в какой-то момент не сможет вовремя остановиться.
Как понять, что тормозные колодки пора менять
Автопроизводители советуют обновлять колодки каждые 20−40 тысяч км, хотя точный срок замены можно посмотреть в регламенте ТО на каждую модель. Чем агрессивнее стиль езды и менее качественны сами колодки, тем чаще придётся это делать.
Александр Коротков
CEO проекта Likvi.com.
Как бы осторожно вы ни ездили, дисковые тормоза требуют замены хотя бы через каждые 40−50 тысяч км. На барабанных тормозах при умеренном стиле вождения цифра увеличивается до 70−80 тысяч км.
На тяжёлых машинах вроде кроссоверов и внедорожников колодки стираются быстрее, потому что им трудно остановить автомобиль, который весит несколько тонн.
Как понять, что тормозные колодки пора менять
Колодки нужно менять, когда толщина накладки на них приближается к 2 мм. Об этом свидетельствует несколько признаков.
Скрип при торможении
Со временем на накладках образуются сколы и трещины. И чем тоньше деталь, тем неприятнее звук раздаётся от колодок при торможении. Это слышно и водителю, и всем окружающим.
Олег Куцобин
Главный инженер компании Е1 CARD
При нажатии на педаль тормоза во время движения появляется характерный скрип или скрежет металла по металлу. Это значит, что на колодках стёрлись полимерные накладки — обычно они беззвучно соприкасаются с дисками или барабанами.
Неожиданное поведение тормозов
Например, машина останавливается очень резко, едва водитель касается педали тормоза. Или, наоборот, есть задержка между нажатием на педаль и остановкой. Или раньше автомобиль тормозил быстрее.
Вибрация на руле
Обычно вибрация или ощущения, будто в обод руля кто-то бьёт изнутри, говорят о том, что уже пора менять не только колодки, но и диски. Когда изнашиваются барабанные тормоза, то машина тормозит рывками.
Металлическая стружка в виде пыли на тормозных дисках или барабанах
Чтобы это обнаружить, нужно осмотреть колодки и диски или барабаны. Если детали не полностью перекрывают тормозную систему, то это можно увидеть даже не снимая колёс.
На колодках и дисках или барабанах всегда много пыли от дороги, это нормально. Но если видна металлическая стружка, значит, накладки стёрлись и диск или барабан соприкасается с самим металлом колодок.
Загорается лампа датчика колодок
Если автомобиль поддерживает колодки с датчиком, то на приборной панели высветится сигнальный значок, предупреждающий о необходимости замены.
Как поменять тормозные колодки своими руками
Автоэксперты не советуют делать это самостоятельно без особого повода. Например, в случае экстремальной ситуации.
Александр Коротков
Менять тормозные колодки самостоятельно можно только в двух случаях. Первый — если ранее вы уже занимались разбором и сбором автомобиля в своём гараже. Второй — если вы помните, как и где проверять уровень тормозной жидкости, разбираетесь в строении тормозной системы и точно знаете, что нужно делать. В других случаях лучше доверить это профессионалу. Так вы сэкономите и время, и деньги, и нервы.
Если вы всё-таки решились заняться этим самостоятельно, используйте инструкции ниже.
Важно: колодки необходимо менять одновременно на каждой оси. То есть нельзя обновить деталь только на одном колесе или на одном переднем и одном заднем. Новые колодки нужно поставить на два колёса спереди или на два сзади. Или одновременно на все четыре.
Как поменять тормозные колодки на дисковых тормозах
Вам потребуются:
- тормозные колодки,
- гаечный ключ,
- динамометрический ключ,
- наждачная бумага,
- жёсткая щётка,
- новая тормозная жидкость,
- ёмкость для тормозной жидкости,
- набор для замены тормозных колодок. В него входят специальные инструменты: контурные ложки и особые отвёртки. Набор продаётся в магазинах запчастей, в отделах автотоваров супермаркетов и на маркетплейсах.
Вот что нужно сделать.
1. Поставить автомобиль на домкрат или на подъёмник.
2. Динамометрическим ключом открутить болты, которыми крепятся колёсные диски с шинами. И снять колёса.
3. Отсоединить датчик тормозных колодок, если он есть. Если нет, этот пункт можно пропустить.
4. Металлической или жёсткой щёткой очистить колодки и диски от грязи.
5. Отвёрткой или ключом выкрутить болты, которыми крепится тормозной суппорт.
6. Прокачать тормозной суппорт руками: так его будет легче снять. Пока это не сделано, колодки вытащить не удастся.
7. Аккуратно отсоединить суппорт и подвесить его к пружине, чтобы он не мешал и не повредился.
8. Вытащить старые колодки. В этот момент из цилиндра выдвинется поршень на величину износа старой колодки. Так и должно быть. Одновременно с этим часть тормозной жидкости вернётся из цилиндра в тормозную систему.
9. Повернуть штуцер (патрубок тормозной трубки), чтобы слить вернувшуюся жидкость.
10. Утопить поршень до конца. Для этого можно воспользоваться инструментами из набора для замены колодок.
11. Закрыть штуцер, когда поршень встанет на своё место.
12. Наждачной бумагой очистить направляющие суппорта от грязи и ржавчины.
13. Установить новые колодки. На некоторых из них есть маркировка, которая помогает понять, какой стороной нужно крепить детали. Это может быть стрелка или буквы L и R. Если никаких обозначений нет, то колодка устанавливается фаской (косыми срезами на краях накладки) или вырезом на пластине навстречу движению тормозного диска. Если фаски есть с двух сторон, то навстречу диску должна прилегать часть с большим скосом.
14. Подсоединить суппорт на место, закрутить болты.
15. Для проверки нажать на педаль тормоза. Если она не проваливается, значит, всё в порядке.
16. Залить новую тормозную жидкость в бачок, который находится под капотом, до необходимой отметки.
17. Установить колесо и закрепить крепёжные болты.
Как поменять тормозные колодки на барабанных тормозах
Для этого вам понадобятся:
- новые тормозные колодки,
- отвёртка,
- жёсткая щётка,
- динамометрический ключ.
Запомните, а лучше сфотографируйте положение всех пружин у барабанов. Это нужно для того, чтобы при сборке установить их так же, как было изначально.
Автомобиль ставить на ручник не нужно.
Последовательность замены следующая.
1. Поставить автомобиль на подъёмник или домкрат.
2. Динамометрическим ключом открутить болты, которыми крепятся колёсные диски с шинами, и снять колёса.
3. Отвёрткой открутить гайки, которые держат барабан. Снять его.
4. Ослабить тросик ручника. Это можно сделать отвёрткой — нужно убрать все пружины и тяги. Вместе с ними отсоединятся тормозные колодки: это единый механизм.
5. Металлической или жёсткой щёткой очистить колодки и барабан от грязи.
6. Разобрать снятый механизм: снять пружины тормозных колодок, шток ручника, развести колодки в стороны и отсоединить их от штифтов тормозного цилиндра.
7. Вытащить старые колодки из блока. Для этого необходимо снять пружину и сразу же зацепить её на новые детали так же, как она стояла на старых.
8. Скрутить механизм автоподвода и установить его на новые колодки. Затем развести верхушки автоподвода, чтобы натянуть пружину.
9. Собрать тормозной механизм в обратном порядке: насадить отверстия на соответствующие штифты, установить на место пружины, соединить колодки со штифтами тормозного цилиндра, установить шток ручника и возвратные пружины колодок.
10. Надеть обратно тормозной барабан и закрутить болты.
11. Поставить автомобиль на ручник и попытаться повернуть колесо, на котором производилась замена. Если оно не крутится или делает это с трудом — всё в порядке, получилось.
12. Установить колесо и закрепить крепёжные болты.
Можно ли что-то делать, чтобы менять тормозные колодки реже
На скорость износа колодок влияет качество деталей. Поэтому выбирайте хорошие и не самые дешёвые варианты. Почитайте отзывы о марке и конкретной модели, чтобы найти подходящие. Или проконсультируйтесь с автомеханиками.
Ещё очень важными являются первые километры после замены: нужно ездить аккуратно. Колодки должны притереться с дисками или барабанами. Первые 300−1 000 км нельзя резко тормозить. Поэтому соблюдайте дистанцию и старайтесь не разгоняться до такой скорости, чтобы потребовалось экстренное торможение.
Олег Куцобин
Скорость износа колодок зависит от манеры и режима вождения. Для продления срока службы деталей стоит отказаться от частых и резких торможений, особенно в течение первых 2–4 дней после установки. В автомобилях с МКПП полезно использовать торможение двигателем или передачей. А для того чтобы снизить негативное воздействие влаги на горячие колодки, важно объезжать лужи.
Стиль вождения важен и после первой тысячи пройденных километров с новыми колодками, ведь каждое экстренное торможение стирает детали. Поэтому стоит заранее продумывать все действия.
Также полезно не держать педаль тормоза выжатой, когда автомобиль останавливается. Лучше коснуться педали несколько раз, чем не отпускать её на протяжении долгого времени.
Ещё важно проверять исправность и чистоту тормозной системы, например, при каждом ТО. Это поможет уменьшить износ и неравномерное стирание тормозных колодок.
Следите за машиной, чтобы она прослужила дольше 🚗 Как проверить катушку зажигания и что делать, если она не работает Что делать, если не работает стеклоподъёмник Как проверить датчик коленвала на неисправность Как часто менять свечи зажигания Как проверить уровень масла в двигателе правильно