14.11.2024

Как поставить машину на учёт в ГИБДД

Оформите всё самостоятельно или поручите хлопоты организации-продавцу.

Как поставить машину на учёт в ГИБДД

Оглавление

  1. Что такое учёт транспортных средств
  2. Когда машину ставят на учёт
  3. Какие предусмотрены штрафы, если не ставить машину на учёт
  4. Где и как поставить машину на учёт

Оглавление

  1. Что такое учёт транспортных средств
  2. Когда машину ставят на учёт
  3. Какие предусмотрены штрафы, если не ставить машину на учёт
  4. Где и как поставить машину на учёт

Что такое учёт транспортных средств

Учёт, или регистрация авто, — это внесение информации о транспортных средствах и их владельцах в специальный государственный реестр. Данные, которые туда включают, можно условно разделить на два блока. 

Первый блок — информация о внешнем виде и технических характеристиках автомобиля. Они заданы его производителем и, как правило, не меняются со временем. К ним относят:

  • заводской номер транспортного средства (VIN, номер кузова или номер шасси);
  • производителя, марку и модель машины;
  • цвет авто;
  • праворульность или леворульность; 
  • массу автомобиля без груза и пассажиров, а также максимальную разрешённую массу в снаряжённом состоянии;
  • тип, объём и мощность двигателя;
  • экологический класс;
  • год выпуска.

Второй блок информации о транспортном средстве —  его юридические характеристики:

  • Информация о владельце 
  • Реквизиты документов на транспортное средство
  • Информация о государственных номерах автомобиля
  • Данные о совершённых с автомобилем регистрационных действиях
  • Данные об изменениях сведений об автомобиле

 Юридические характеристики со временем могут меняться.

Государство обязывает автомобилистов ставить машину на учёт, потому что процедура помогает обеспечивать соблюдение законов:

  • Проверять безопасность и экологичность автомобилей благодаря техосмотру перед постановкой на учёт.
  • Предотвращать угон автомобилей — вор не сможет внести себя в реестр в качестве владельца транспортного средства без документов о его приобретении.
  • Штрафовать нарушителей ПДД благодаря съёмке номеров машин на камеры.
  • Выявлять, кому принадлежат машины, использованные для совершения преступлений.
  • Взимать налоги с собственников транспортных средств.

Когда машину ставят на учёт

Постановка на учёт — не то же самое, что регистрация автомобиля. Когда вы приобретаете машину, вам в любом случае предстоит зарегистрировать права на неё в ГИБДД. В быту это и называют постановкой на учёт.

С юридической точки зрения постановка на учёт предстоит, если вы — первый собственник автомобиля или ввезли его в Россию из-за границы. А если вы приобрели автомобиль у другого владельца — тоже из России — или получили машину другим законным способом, то вы перерегистрируете уже стоящий на учёте автомобиль на себя. 

В обоих случаях придётся проделать одни и те же действия: различия будут лишь в пакете документов, которые нужно предоставить в ГИБДД. Вам понадобится ваш паспорт, бумажный или электронный паспорт автомобиля, документ, подтверждающий ваши права на машину, полис ОСАГО. Если автомобиль старше четырёх лет, то нужно будет также пройти техосмотр и оформить диагностическую карту перед регистрацией.

Какие предусмотрены штрафы, если не ставить машину на учёт

Чтобы зарегистрировать права на автомобиль, даётся десять дней. Всем, кто не уложится в этот срок, грозит штраф до двух тысяч рублей за несвоевременную постановку транспортного средства на учёт. 

Кроме того, при просрочке регистрации ваш автомобиль потеряет право участвовать в дорожном движении. Иными словами, на нём нельзя будет ездить. За управление незарегистрированным транспортным средством вы также можете получить штраф — до восьмисот рублей при первом нарушении. За повторное нарушение оштрафовать могут и на пять тысяч — либо вовсе лишить водительских прав на срок до трёх месяцев.

Где и как поставить машину на учёт

Подать заявление о регистрации транспортного средства можно самостоятельно или через специализированную организацию-продавца автомобилей. В этом качестве выступают автосалоны и автодилеры, которым государство дало соответствующие полномочия и включило в специальный реестр. 

В реестр могут попасть российские производители автомобилей, а также официальные дилеры российских или иностранных автозаводов. Продавец должен обладать подходящим помещением для осмотра авто перед постановкой на учёт и иметь в штате компетентных сотрудников. 

Есть важный нюанс: такие организации имеют право регистрировать только новые машины. 

Как поставить машину на учёт в автосалоне

Если вы собираетесь регистрировать машину через автосалон или дилерский центр, то поручаете его сотрудникам обратиться в ГИБДД за вас. Для этого потребуется предоставить работающему с вами специалисту следующий пакет документов:

  • Копию вашего паспорта.
  • Квитанцию об оплате государственной пошлины. Оплатить можно в самом автосалоне, на сайте или в приложении «Госуслуг», а также в приложении вашего банка.
  • Доверенность на сотрудника, который будет ставить на учёт вашу машину, — поскольку он действует как представитель от вашего имени.
  • Полис ОСАГО.
  • Электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС).
  • Договор купли-продажи автомобиля.

Поскольку оформить ОСАГО и (ЭПТС) можно и в самом дилерском центре, продавец автомобиля будет иметь на руках экземпляры этих документов — так же как и договор купли-продажи, подтверждающий ваше право на машину. Таким образом, большую часть документов автосалон соберёт за вас.

Сотрудник автосалона проверит бумаги, осмотрит автомобиль и по доверенности подаст пакет документов в ГИБДД. Когда машина будет зарегистрирована, в ГИБДД ей присвоят номер. Далее дилерский центр изготовит номерные знаки и установит их на автомобиль. Весь процесс регистрации автомобиля через автосалон, как правило, занимает до трёх дней, но точные сроки следует узнать у вашего продавца.

Как поставить машину на учёт самостоятельно

Это можно сделать через портал «Госуслуги», в самом ГИБДД или в некоторых МФЦ, оборудованных площадкой для осмотра автомобилей.

Как поставить машину на учёт в ГИБДД

Шаг 1. Оформите полис ОСАГО и диагностическую карту

Страховой полис ОСАГО — документ, который гарантирует возмещение ущерба пострадавшим в ДТП по вашей вине. Если вы разобьёте чужую машину или причините вред здоровью человека, оплатить ремонт другого авто и лечение пострадавшего можно будет за счёт страховой компании. Но ОСАГО не покрывает ущерб, который получит ваша машина, — для этого нужно оформлять КАСКО.

Чтобы застраховать автомобиль, у вас есть 10 дней. После этого срока ездить на машине с неоформленным ОСАГО запрещено — вас могут оштрафовать на сумму до 1 300 рублей. Если же вы попадёте в ДТП, управляя автомобилем без ОСАГО, то возмещать ущерб пострадавшему придётся самостоятельно — даже если десять дней с приобретения авто ещё не прошло и закон об ОСАГО вы не нарушали.

Оформить полис ОСАГО можно в любой страховой компании, предлагающей данную услугу. Вам понадобится ваш паспорт, водительское удостоверение и паспорт транспортного средства. Документ выдают и в бумажном, и в электронном виде — для второго варианта даже не нужно лично являться в офис страховщика.

Начиная с 1 марта 2025 года требование о полисе ОСАГО для постановки на учёт отменят — в целях ускорения регистрационных процедур. Однако штрафы за езду без полиса после десяти дней с момента приобретения транспортного средства останутся. Иными словами, можно будет сначала зарегистрировать автомобиль, а потом оформить страховку. Однако и на то, и на другое, как и раньше, даётся десять дней.

Диагностическую карту понадобится оформить, только если вы собираетесь регистрировать автомобиль, который старше четырёх лет или имеет изменения в конструкции. Документ служит подтверждением того, что машина достаточно безопасна, чтобы участвовать в дорожном движении. Диагностическую карту выдают после прохождения технического осмотра в аккредитованном пункте. Чтобы пройти техосмотр, вам понадобится документ, удостоверяющий личность (паспорт или водительские права), ПТС или свидетельство о регистрации автомобиля.

Шаг 2. Подайте заявление о постановке на учёт

Это можно сделать на портале «Госуслуг», в некоторых МФЦ или в самом ГИБДД. В МФЦ и ГИБДД нужный бланк вам выдадут, а на «Госуслугах» заявление сформируется автоматически, когда вы введёте в систему свои данные.

При заполнении заявления на «Госуслугах» можно выбрать дату и время визита в ГИБДД или в уполномоченный на регистрацию автомобилей МФЦ. Отделение вы также выбираете самостоятельно.

Шаг 3. Оплатите государственные пошлины

  • За выдачу номерных знаков — 2 000 рублей для автомобилей или 1 500 рублей для мотоциклов и прицепов.
  • За выдачу свидетельства о регистрации транспортного средства (СТС) — 500 рублей.
  • За внесение изменений в бумажный ПТС — 350 рублей.
  • За выдачу нового бумажного ПТС, если старый утерян или в нём закончилось место, — 800 рублей.

За изменения в электронном ПТС пошлина не взимается.
Оплатить все пошлины можно на сайте или в приложении «Госуслуг», в банковских приложениях, в банкоматах или — при личном визите — в кассе МФЦ, ГИБДД.

Шаг 4. Подготовьте пакет документов

Вот что понадобится:

  • Ваш паспорт.
  • Доверенность на представителя и его паспорт, если от вашего имени на оформление документов в МФЦ или ГИБДД поедет другой человек.
  • Бумажный ПТС (если есть; как правило, для новых автомобилей оформляют электронный ПТС).
  • СТС (если вы приобрели автомобиль у другого российского владельца).
  • Документ, подтверждающий право собственности на автомобиль (договор купли-продажи, дарения или мены, свидетельство о праве на наследство и т. д.).
  • Квитанцию или чек об оплате госпошлины, если вы не планируете провести оплату в самом МФЦ или ГИБДД.
  • Бумажный полис ОСАГО или — по желанию — распечатанный электронный полис ОСАГО.
  • Диагностическую карту, если ваш автомобиль старше четырёх лет или в его конструкцию вносились изменения.

Учтите, что сотрудники ГИБДД или МФЦ могут проверить электронные варианты ПТС и ОСАГО, так что распечатывать их необязательно.

Шаг 5. Явитесь лично в ГИБДД или МФЦ вместе с автомобилем и пакетом документов

Сотрудники учреждения осмотрят ваш автомобиль, проверят документы и оформят СТС. Внесут изменения в бумажный ПТС и выдадут новые номера.

Если вы придёте в МФЦ или ГИБДД по записи, вся процедура займёт около 15–20 минут. Если нет, то придётся посидеть в живой очереди — а это может занять и весь день, особенно если речь идёт о ГИБДД.

Закон и водитель ⚖️👨‍⚖️📝 Что делать, если вы потеряли водительские права Как проверить полис ОСАГО на подлинность С сентября изменились требования к автомобильной аптечке. Разбираемся, что в ней должно быть Сколько можно ездить без номеров после покупки машины Как сохранить номера при продаже автомобиля