Клоун Арт вернулся с рождественским фильмом и принёс целый мешок мемов.
10 октября в российский и мировой прокат вышел «Ужасающий-3» — очередная часть одной из самых спорных, весёлых и безумных хоррор-франшиз последних лет. Несмотря на нишевую популярность, об этих фильмах уже знают все: почти каждый видел смешные и жутковатые мемы с клоуном Артом, у которого очень выразительная мимика. И вот ровно через два года после второй части он возвращается.
И это удивительная история: серия с каждым новым фильмом становится всё лучше. Если первая часть была просто хулиганской любительской поделкой, то вторая превратилась в полноценный слэшер в духе кино 80-х. А третью не испортили ни популярность, ни возросший бюджет. Арт всё так же радует своими отвратительными выходками и жестокостью, но при этом в новом фильме есть очень даже стройный сюжет.
Мало того, «Ужасающий-3» ещё и рождественское кино. Ну не чудо ли? Хотя людям с сильной эмпатией и слабыми желудками лучше всё же его избегать.
О чём фильм
В финале второго фильма Сиенна Шоу обезглавила клоуна Арта. Но его тело позаимствовало новую голову у полицейского и добралось до психиатрической лечебницы, где содержат изуродованную Викторию Хейз из первой части. Вместе они собрали Арта, а потом надолго засели в пустом доме: клоун покрывался паутиной в кресле-качалке, а жуткая девушка порезала себе вены и легла отмокать в ванну.
Прошло пять лет. Сиенна выходит из центра реабилитации и отправляется жить к своей тёте, чья племянница — настоящая фанатка родственницы. Но Арт и Виктория достаточно отдохнули: они оживают и вновь начинают убивать людей ещё более изощрёнными способами. Сиенна понимает, кто стоит за всеми этими смертями, но ей никто не верит.
1. Третья часть ещё более кровавая и жестокая
Ещё до выхода фильма в массовый прокат в СМИ появилась информация, что люди убегали с премьерных показов, а кого-то даже тошнило. Это правда, но есть нюанс: посетителей тестовых сеансов вообще не предупреждали, на какое кино они идут, — обещали какой-то рождественский сюрприз. А увидеть даже вступительную сцену фильма без подготовки — то ещё испытание.
Понятно, что такая рекламная кампания нацелена именно на хайп вокруг мерзких сцен «Ужасающего» и вообще выглядит довольно неприятно. С другой стороны, трудно представить выходку, более подходящую именно этому фильму: возможно, промо придумал сам клоун Арт.
В любом случае стоит предупредить вот о чём.
На «Ужасающего-3» нужно идти только фанатам «Ужасающего» — и никому больше.
Ну или тем, кто может смотреть 10 частей «Пилы», «Хостел» и «Последний дом слева» прямо во время обеда.
В любом случае всё станет понятно уже по первым 10 минутам. У этой части лучшая открывающая сцена во всей франшизе, да и вообще среди трэш-хорроров. Арт в костюме Санта Клауса приходит под Рождество в дом к обычной семье и разносит почти всех её членов топором — прямо с крупными планами отрубания конечностей и вывернутыми кишками. После этого он съест печенье, запьёт молоком и помоет за собой тарелку — прелесть, а не гость.
Так что все неподготовленные зрители действительно в спешке сбегут из зала за первые 10 минут, а оставшаяся немногочисленная, но дружная компания будет радоваться безумию происходящего.
И тут есть на что посмотреть. Бюджет фильма снова вырос почти в 10 раз! Хотя стоит пояснить: первую часть снимали за 30 тысяч долларов, а вторую — за 250 тысяч. Теперь в производство вложили аж два миллиона (наверное, столько тратят на еду при съёмках блокбастера Marvel). И сразу видно, куда пошли эти деньги: на искусственную кровь и плоть и множество орудий для убийства и пыток.
Арт стал более разносторонним и словно сам насмотрелся старых ужастиков. Он рубит своих жертв топором, как в рождественском хорроре «Тихая ночь, смертельная ночь», режет их бензопилой, как в «Техасской резне бензопилой», нападает в душе, как в «Психо». А заодно замораживает жидким азотом и лупит молотком, а то и загоняет в горло крыс — это уже фантазия на уровне «Пилы». Ну или просто взрывает — иногда можно и попроще.
А нормально ли вообще смотреть фильм, который чуть ли не полностью построен на отвратительной и брутальной жестокости? Да. Всё дело в том, что в «Ужасающем-3», как и в предыдущих частях, нет ни одной сцены, которая была бы совсем уж правдоподобной.
Здесь всё настолько «через край», что хочется лишь смеяться. Это даже не «Пила», которая к восьмой части превратилась в самопародию. Лучший пример: Арт пытается придушить героиню кишками убитого человека, а она, чтобы спастись, перегрызает их зубами. Кстати, до этого он развешивал эти внутренности на ёлку вместо украшения. Ну разве можно к этому относиться серьёзно?
2. Каждая сцена с Артом великолепна
Возможно, многие уже забыли или даже не знали, но жуткий клоун появился на экранах задолго до «Ужасающего». Сначала были короткометражки от того же режиссёра Дэмиена Леоне, потом антология «Канун Дня всех святых». И только затем Арт, уже завоевавший популярность фанатов, получил сольную историю.
Персонажа полюбили ещё по короткометражкам, хотя там он мелькал на фоне и его играл другой актёр — а точнее, технический работник, которому предложили поучаствовать в съёмках. Однако после выхода «Ужасающего» герой обрёл массовую популярность за счёт великолепной мимики Дэвида Ховарда Торнтона.
Всё логично: раз персонаж не разговаривает, нужно, чтобы он объяснял всё лицом. Получается своеобразная противоположность Майклу Майерсу из «Хэллоуина»: тот пугал полным отсутствием эмоций, этот преувеличивает каждую до буффонады.
К съёмкам «Ужасающего-3» Леоне и Торнтон явно подошли с пониманием, за что любят эту франшизу. Выходки Арта стали ещё изощрённее: буквально каждое его появление на экране — готовый мем или хотя бы забавная сценка. Даже когда он просто сидит в кресле-качалке, покрытый паутиной.
А потом Леоне разумно разделяет линии Сиенны и клоуна почти до самого финала. Первая отвечает за сюжетную составляющую, второй развлекает зрителей. Арт, по сути, возвращается к своей первооснове из короткометражек: он много гримасничает и в каждой сценке показывает переход от забавного кринжа к жестокости.
Но у «Ужасающего-3» есть деталь, которая сразу прибавляет фильму сто очков: это ещё и рождественское кино. Поэтому особенно прекрасна сценка, где герой получает костюм Санты: тут клоун поначалу и вовсе выглядит очень милым, если не знать его предысторию. Он даже посидит на коленях у старика. Дальше Арт будет развлекать всех именно в образе Санты, а в какой-то момент даже сменит любимый мусорный пакет на такой же, но красный.
Сочетание праздника и мерзости возвращает кино к истокам — фильмам в духе франшизы «Тихая ночь, жестокая ночь» или «Чёрного рождества» — первого настоящего слэшера в истории. Контраст работает идеально: это вам не Хэллоуин, где все и так готовы пугаться, а добрейший праздник. Вот только теперь красный костюм Санты выглядит ещё более логично: на нём не так видна кровь.
Лучший момент фильма — когда Арт начнёт делать снежного ангела после очередного убийства. Никогда ещё это детское развлечение не выглядело так забавно и мерзко одновременно.
3. Франшиза становится интереснее
Давайте на минутку представим, что всем не плевать на сюжет и мы пришли в кино не ради шуток про убийства. Самое удивительное в «Ужасающем-3» то, что там действительно есть история, и даже вполне неплохая — лучше, чем во второй части (в первой её толком и не было).
Во-первых, новый фильм связывает оба предыдущих — возвращается Виктория. И в какой-то момент она оказывается чуть ли не самым важным персонажем. Мир «Ужасающего» всё больше обретает черты мистического хоррора про демонов со сверхъестественными тайнами и попытками изгнать монстров обратно в ад.
Во-вторых, это на удивление неплохой рассказ о проживании травмы — конечно, в рамках условности жанра. Сиенна и её брат пытаются как-то оправиться после трагических событий. При этом одни считают девушку больной, другие же нагло врываются в личное пространство, поднимая болезненные воспоминания.
Ого, да тут драма получше, чем во втором «Джокере».
Ладно, не стоит ожидать слишком многого. Понятно, что всё показано очень схематично. Второстепенные герои и вовсе выглядят обычными функциями, лишь Сиенна как-то развивается. Но тот факт, что Леоне и команда действительно пытаются что-то рассказать, а не просто заливают экран кровью, уже заслуживает похвалы.
А ещё лучше то, что это не мешает основному развлечению и практически не тормозит действие. Да и в целом создатели не нарушают свои принципы: нет никаких ограничений в плане жестокости (да, дети тоже могут пострадать), финал не превратится в чудесный хеппи-энд, всё должно быть мрачно.
«Ужасающий-3», как и предыдущие части, — специфический фильм для определённой группы фанатов. Он выглядит издёвкой над постхоррорами последних лет, возвращая жанр к брутальности и юмору 80-х.
Но главная прелесть в том, что франшиза с каждым фильмом становится всё лучше. За счёт опыта и бюджета у авторов появляется возможность сделать историю чуть шире и ярче. Но при этом они не изменяют себе и не пытаются угодить более широкой аудитории: «Ужасающий» всё такой же наглый, мерзкий, глупый и смешной.
Третью часть вовсю хвалят критики и первые зрители, свой мизерный бюджет она наверняка отобьёт за первые выходные. Тем более что картина выходит как раз к Хэллоуину — празднику, на который точно нужно смотреть самые гротескные ужастики. А у Дэмиена Леоне уже в планах четвёртый фильм, который завершит историю. Ждём.
Жуть какая 🤡 9 фильмов и один сериал про страшных клоунов 10 фильмов ужасов, которые пугают жуткими скримерами 10 неплохих фильмов ужасов, которым не повезло с названиями 10 очень страшных псевдодокументальных хорроров