10.11.2024

Как снимает Фрэнсис Форд Коппола — режиссёр «Крёстного отца» и «Апокалипсиса сегодня»

7 апреля Копполе исполнится 85 лет. Рассказываем об особенностях его творческого подхода и лучших фильмах.

Как снимает Фрэнсис Форд Коппола — режиссёр «Крёстного отца» и «Апокалипсиса сегодня»

Фрэнсис Форд Коппола снял несколько фильмов, которые наверняка известны каждому: трилогию «Крёстный отец», «Апокалипсис сегодня» и «Дракулу». При этом Коппола на протяжении всей карьеры не уставал экспериментировать и создавал необычные, а иногда и странные картины. Он совмещает авторский подход и стиль жёсткого продюсера, снимает камерное и масштабное кино. Мы расскажем о главных чертах его творчества и посоветуем работы, на которые стоит обратить внимание.

Коппола поставил великие фильмы и повлиял на развитие звука в кино

Начать, конечно, стоит с главного. Ещё в 1970‑х Фрэнсис Форд Коппола снял картины, в какой‑то степени изменившие весь будущий кинематограф. Речь идёт о фильмах «Крёстный отец» и «Апокалипсис сегодня». Первый стал родоначальником новой волны криминального кино, в котором преступников показывали неоднозначными личностями, а не просто злодеями. Второй — сильнейшая антивоенная работа (хотя сам режиссёр её таковой не считал), в которой исследуют самые тёмные стороны человеческой натуры.

Но и это ещё не всё: оба фильма считаются прорывными в плане записи звука. В «Крёстном отце» во вступительной сцене его записали прямо на площадке, а потом наложили студийный саундтрек, чтобы всё выглядело максимально целостно. А в «Апокалипсисе сегодня» впервые использовали объёмный звук 5.1.

Крёстный отец

The Godfather

  • США, Италия, 1972 год.
  • Драма, криминал.
  • Длительность: 175 минут.
  • IMDb: 9,2.

Глава преступного клана Дон Вито Корлеоне выдаёт замуж дочь. В это же время его сын Майкл возвращается домой после войны. Поначалу он не желает связываться с незаконной деятельностью семьи, но после покушения на отца жизнь Майкла меняется.

До первой части «Крёстного отца» Фрэнсис Форд Коппола был не слишком популярным режиссёром, снимавшим комедии и жанровое кино. Экранизация одноимённой книги Марио Пьюзо моментально сделала его одним из главных авторов Голливуда. А заодно и оживила карьеру Марлона Брандо, которого многие уже списывали со счетов. Но ещё удивительнее то, что сиквел «Крёстный отец 2» получился даже удачнее и популярнее первой части. Лишь третий фильм, который вышел только в 1990‑м, оказался слабее предыдущих.

Апокалипсис сегодня

Apocalypse Now

  • США, 1979 год.
  • Драма, военный.
  • Длительность: 194 минуты.
  • IMDb: 8,4.

Капитан Бенджамин Уиллард во время вьетнамской войны выполняет особые задания руководства. Его отправляют в джунгли Камбоджи, чтобы найти и устранить полковника Курца. Когда‑то тот дезертировал и выстроил вокруг себя целый культ. Уиллард отправляется на задание, но с каждым шагом всё глубже погружается в безумие войны.

«Апокалипсис сегодня» — один из самых сложных в производстве фильмов для Фрэнсиса Форда Копполы. Буквально всё шло не по плану: бюджет разрастался, и режиссёру пришлось вложить собственные деньги. Условия работы в филиппинских джунглях были просто невыносимыми, а вертолёты, которые использовали в картине, в остальное время улетали на реальные боевые миссии.

Мало того, всё чуть не испортил Марлон Брандо, совершенно не подготовившийся к роли Курца. Но картину всё-таки сняли, и в результате получился один из самых мрачных и одновременно впечатляющих фильмов о войне.

Иногда режиссёр снимает на самые актуальные темы

Фрэнсиса Форда Копполу трудно назвать чисто социальным режиссёром. Зачастую он берёт общие темы, важные во все времена — возможно, поэтому его картины интересно смотреть и спустя десятилетия после релиза. Однако Копполе удаётся ловить и то, что жизненно в нынешний момент времени: в 70‑х он говорил о ПТСР после войны во Вьетнаме, в 80‑х — о молодёжи и разрыве поколений.

Разговор

The Conversation

  • США, 1974 год.
  • Триллер, драма, детектив.
  • Длительность: 113 минут.
  • IMDb: 7,7.

Как снимает Фрэнсис Форд Коппола — режиссёр «Крёстного отца» и «Апокалипсиса сегодня»

Специалист по прослушке Гарри Коул выполняет заказ бизнесмена и подслушивает разговор парочки любовников. Вскоре он понимает, что дело куда серьёзнее, чем просто измена. Изучив запись, Коул предполагает, что вскоре может произойти убийство. Тогда он решает нарушить собственные правила и предотвратить трагедию.

«Разговор» в первую очередь посвящён вторжению в приватную жизнь человека. Так получилось, что картина вышла на экраны за несколько месяцев до «Уотергейтского скандала», связанного как раз с прослушкой. Это сделало работу Копполы ещё злободневнее. Что ещё важнее, эта тема актуальна до сих пор.

Фрэнсис Форд Коппола периодически экранизирует книги

Многие работы режиссёра основаны на литературных первоисточниках. Причём в случае «Крёстного отца» фильм стал популярнее книги, и многие считают его более удачным. «Апокалипсис сегодня» — вольная адаптация романа «Сердце тьмы» Джозефа Конрада. «Изгои» и «Бойцовая рыбка» сняты по книгам Сьюзен Элоизы Хинтон. Причём режиссёр берёт за основу произведения совершенно разных жанров. Это может быть криминальная драма, подростковые романы или даже хоррор‑фэнтези.

Дракула

Bram Stoker’s Dracula

  • Великобритания, США, 1992 год.
  • Ужасы, триллер, драма.
  • Длительность: 128 минут.
  • IMDb: 7,4.

Когда‑то Влад Дракула отрёкся от бога и стал вампиром. Спустя годы в его замок приезжает агент по недвижимости Джонатан Харкер. Граф видит фотографию его возлюбленной Мины и решает, что та — воплощение его давно умершей жены. Тогда Дракула перебирается в Лондон, мечтая отобрать девушку у Харкера.

Фильмы о знаменитом вампире выходили и выходят на экраны с завидной регулярностью, и многие из них основаны именно на книге Брэма Стокера «Дракула». Но работа Фрэнсиса Форда Копполы отличается от других произведений.

Основная часть сюжета передана очень близко к оригиналу, но в картине есть вступление о прошлом графа, которое делает его более неоднозначным персонажем. Кроме того, «Дракула» Копполы получился просто невероятно красивым: Гэри Олдман, Киану Ривз, Вайнона Райдер и прочие отличные актёры предстают в ярких костюмах и разыгрывают эмоциональную историю любви и жестокости.

Фрэнсис Форд Коппола — смелый экспериментатор

Хоть Коппола и выпустил достаточно массовых фильмов, он никогда не застревал в одном стиле и не пытался повторить предыдущий успех. Наоборот, режиссёр регулярно склонялся к экспериментальному кино, брал новые темы и даже старался снимать максимально необычно. Иногда такие работы проваливались, но режиссёр просто придумывал что‑нибудь следующее.

От всего сердца

One from the Heart

  • США, 1981 год.
  • Мюзикл, драма.
  • Длительность: 107 минут.
  • IMDb: 6,5.

Хэнк и Фрэнни вместе пять лет, их отношения уже остыли. Во время визита в Лас‑Вегас пара расстаётся, и каждый находит себе новое увлечение. Но Хэнк чувствует, что совершает ошибку, и пытается вернуть возлюбленную.

В 70‑х Коппола считался мастером работы на натуре. Однако после огромных расходов на съёмки «Апокалипсиса сегодня» он решил поставить новый фильм в павильоне. Поэтому «От всего сердца» выглядит своеобразным наследником классических мюзиклов: декорации неправдоподобные и даже слегка игрушечные.

Злая ирония в том, что такой подход не помог сэкономить: бюджет фильма разросся до 25 миллионов долларов, а в прокате картина собрала очень мало. После этого Коппола даже объявил себя банкротом. К счастью, он всё же смог снимать и дальше.

Бойцовая рыбка

Rumble Fish

  • США, 1983 год.
  • Криминал, драма.
  • Длительность: 94 минуты.
  • IMDb: 7,1.

Как снимает Фрэнсис Форд Коппола — режиссёр «Крёстного отца» и «Апокалипсиса сегодня»

Подросток Расти Джеймс живёт в маленьком городке и во всём стремится подражать своему старшему брату по прозвищу Мотоциклист. Тот когда‑то был лидером местной молодёжной банды, не знавшей поражений. Но теперь Мотоциклист возвращается в городок совсем другим. Он потерял вкус к жизни и всеми силами стремится отговорить Расти следовать по его пути.

В 80‑х Коппола обратился к проблемам молодёжи и снял два фильма по книгам Сьюзен Элоизы Хинтон. Заодно режиссёр в «Бойцовой рыбке» открыл миру таких актёров, как Микки Рурк, Мэтт Диллон и Николас Кейдж. Последний, кстати, — племянник режиссёра. Но Кейдж специально сменил фамилию, чтобы его меньше связывали с роднёй.

Помимо новой темы, «Бойцовая рыбка» выглядит экспериментом и по форме: чёрно‑белая картинка здесь соседствует с цветными вставками, а повествование иногда становится чуть ли не сюрреалистичным.

Изгои

The Outsiders

  • США, Франция, 1983 год.
  • Криминал, драма.
  • Длительность: 91 минута.
  • IMDb: 7,0.

В маленьком городке друг другу противостоят две банды подростков: дети из богатых семей из южной части поселения и выходцы из бедных домов с севера. Однажды двое ребят из одной части знакомятся с девушками из другой. Это приводит к конфликту между бандами, который закончится трагедией.

«Изгои» вышли на несколько месяцев раньше, чем «Бойцовая рыбка», они основаны на романе той же писательницы. В этом фильме играют несколько актёров, которые потом станут звёздами: Патрик Суэйзи, Ральф Маччио и даже Том Круз. Так что картины можно воспринимать как две части единой истории.

В поздних работах Коппола — авангардист

Сняв знаменитые фильмы и поработав в более камерном авторском кино, Фрэнсис Форд Коппола не прекратил эксперименты. Причём иногда он уходит в полный авангард: его «Между» и «Тетро» — минималистичные работы, в которых играют европейские актёры. Режиссёр всё больше пытается сделать своё кино более живым, смешивая жанры и придумывая новые формы подачи.

Молодость без молодости

The Outsiders

  • США, Румыния, Франция, Италия, Германия, 2007 год.
  • Фэнтези, драма, детектив.
  • Длительность: 124 минуты.
  • IMDb: 6,1.

Профессор Доминик Матей устал от жизни и подумывает о самоубийстве. Но неожиданно в него попадает молния, после чего герой молодеет и у него открываются чуть ли не сверхъестественные способности. Но начинается Вторая мировая война, и нацисты хотят изучать профессора, ведь он кажется им представителем высшей расы. Тогда Матей сбегает в другую страну, где встречает очень необычную женщину.

В этой картине Коппола, кажется, смешал все возможные жанры и идеи. Здесь и тема нацистских экспериментов, и мистика, и размышления о будущем человечества. Одновременно всё это очень личная история о переживании потери. Критики восприняли такую смелость с сомнением, тем более что Коппола снял картину на цифровую камеру, которая давала посредственную картинку, — визуально получилось почти любительское кино. Но «Молодость без молодости» — смелый и очень трогательный фильм, который заслуживает внимания.

Между

  • США, 2011 год.
  • Детектив, фэнтези, ужасы.
  • Длительность: 84 минуты.
  • IMDb: 4,7.

Как снимает Фрэнсис Форд Коппола — режиссёр «Крёстного отца» и «Апокалипсиса сегодня»

Посредственный писатель Холл Балтимор посещает небольшой городок, где фанат рассказывает ему об убийстве — на девушку напал серийный маньяк. Вдобавок к этому автор селится в отеле, где когда‑то останавливался сам Эдгар Алан По. Балтимор решает написать книгу о городке, но реальные события всё больше смешиваются с его снами.

«Между» — последний на сегодняшний день фильм Фрэнсиса Форда Копполы и апофеоз его авангардизма. Идея сюжета пришла ему во сне, снимали весь материал прямо в поместье режиссёра. А ещё во время фестивальных премьер он прямо во время показа монтировал эпизоды, а иногда даже сам зачитывал авторский текст, подменяя голос Тома Уэйтса, звучащий в картине.