Где ещё увидишь гигантскую гориллу у стоматолога.
28 марта в мировой прокат вышел фильм «Годзилла и Конг: Новая империя» — пятая полнометражная часть киновселенной MonsterVerse от Legendary Pictures и Warner Bros. Есть ещё мультсериал «Остров черепа» и сериал «Монарх» по этому же миру.
Как понятно из названия, новая картина — очередной кроссовер, в котором встретились стреляющая радиацией ящерица и огромная горилла.
На момент написания статьи критики больше ругают новинку. На сайте‑агрегаторе Rotten Tomatoes у фильма 55% положительных отзывов от экспертов — это больше, чем у второго сольника «Годзиллы», но меньше, чем у предыдущего кроссовера. А вот зрители на том же сайте оставили 92% положительных отзывов, да и в прокате новинка отлично собирает.
И тех и других можно понять. С одной стороны, новая история про гигантских монстров выглядит глуповато, а повороты сюжета иногда сводят с ума. С другой — это отличный фильм, чтобы просто расслабиться и наслаждаться динамикой и картинкой.
👍 «Годзилла и Конг: Новая империя» — приключенческая история про разных героев
После событий предыдущей картины Конг ушёл в глубину полой Земли. Он наблюдает за своими владениями, регулярно сталкиваясь со всякими злобными хищниками, которых побеждает если не силой, то сообразительностью. Организация «Монарх» присматривает за ним через специальные станции. Годзилла же регулярно спасает Землю от очередных злобных кайдзю, хотя сам ящер всё так же не стесняется громить города во время сражений.
Но тут члены организации «Монарх» ловят странный и очень сильный сигнал, а в то же время Джиа — приёмная дочь доктора Илен Эндрюс (обе появлялись в предыдущем фильме) — начинает рисовать странные картинки. Кажется, кто‑то в глубине полой Земли призывает на помощь самого Годзиллу. Героям предстоит отправиться в путешествие и узнать нечто неожиданное и тревожное.
Сюжет картины состоит аж из трёх линий, которые сходятся к финалу. Одна посвящена путешествию людей, вторая — Конгу, который встречает своих агрессивно настроенных сородичей, третья — самая фоновая — подготовке Годзиллы к какому‑то важному столкновению.
Нельзя сказать, что сценарий сложный, реалистичный или вообще хоть сколько‑нибудь серьёзный, но на этот раз создатели хотя бы старались. Потому что про сюжет второй «Годзиллы» вообще трудно говорить, он выглядит как «Люди что‑то делают, а потом дерутся четыре монстра».
Эта часть картины уходит от жанра фильма‑катастрофы или масштабного хоррора в сторону приключенческого кино: недаром путешествуют и люди, и Конг. Все передвигаются от точки к точке, узнают что‑то новое и решают возникающие проблемы. Этот сценарий хотя бы запоминается.
👎 Некоторые моменты фильма нелепы до безумия
Если пересказывать сюжет в общих словах, то он, конечно, наивен, но выглядит вполне стройно. В какой‑то момент невольно возникнет вопрос: почему все, даже ведущие новостей, так аккуратно игнорируют, что Годзилла не глядя громит небоскрёбы и исторические памятники? Да, он спасает людей от большего зла, но попутных жертв и разрушений будто бы просто не замечают. Но даже это мелочи на фоне отдельных сцен.
Иногда кажется, что сценаристы просто соревновались, кто придумает больший кринж. Мы давно уже приняли идею полой Земли и кайдзю, пережили Мехагодзиллу на телепатическом управлении и путешествия во времени (последнее показали в сериале). Казалось бы, разве могут авторы киновселенной ещё чем‑то удивить зрителей?
Но уже в первой трети фильма гигантский смелый Конг выберется на поверхность из‑за того, что у него кариес. Клык ему выдернут и поставят имплант. Годзилла тем временем будет спать, свернувшись калачиком в римском Колизее. Долго удивляться этому не придётся, ведь уже скоро Конг начнёт драться со своими злыми сородичами, отмахиваясь от них обезьяной поменьше.
Ближе к финалу горилла и вовсе получит крутую перчатку, почти как у Таноса. А потом столкнётся с Годзиллой в Египте, бросит ему в глаза песок, после чего ящер споткнётся о пирамиду, но всё-таки швырнёт врага через прогиб, как настоящий борцуха.
Обвинять статью в спойлерах не стоит. Во‑первых, таких моментов в фильме намного больше, во‑вторых, это безумие всё равно лучше один раз увидеть, чем сто раз о нём прочитать.
Тут уж решайте сами — считать такие моменты апофеозом кринжа и бессмыслицы или постараться полностью отключить интеллект и критическое мышление и просто наслаждаться тем, как злая горилла катается на ледяном ящере.
👍 В фильме наконец‑то запоминающиеся персонажи
Проблема почти всех фильмов про огромных монстров в том, что главными персонажами в них всё равно должны быть люди, чтобы зритель мог хоть как‑то почувствовать себя на месте героев и поверить в реальность мира на экране. В этом плане эталоном можно считать вышедший в 2023 году японский фильм «Годзилла: Минус один». Его смогли сделать социальной драмой, превратив кайдзю в функцию, которая помогает раскрывать характеры персонажей.
В первых сольниках MonsterVerse про Конга и Годзиллу авторам хоть как‑то удавалось сохранять живость людей, столкнувшихся с чем‑то, что во всех смыслах намного больше них. Ну, кроме того военного, который убился просто так, чтобы исчезнуть из сюжета. В двух продолжениях всех актёров — а среди них были и вполне статусные вроде Александра Скарсгарда и Веры Фармиги — низвели до уровня статистов, которые просто озвучивают происходящее и испуганно смотрят на монстров, задрав головы.
Сериал «Монарх» выглядел приятным «человечным» исключением, но за новую полнометражную часть были всё те же опасения. Однако в новом фильме у людей даже есть своя линия со смыслом — и эти персонажи хотя бы не раздражают и не отвлекают.
Радует, что авторы не вводят толпу новых героев, как во всех предыдущих картинах, а возвращают часть команды «Годзиллы против Конга». Тут вполне традиционный набор типажей: крутой парень (обязательно слушает ретромузыку), женщина‑учёный, смешной темнокожий, который заодно всё объясняет зрителю, и слабый, но самый важный для спасения планеты герой.
Банально? Да, но лучше уж следовать проторёнными тропами, чем не делать ничего. В итоге персонажи‑люди хоть как‑то разбавляют поток спецэффектов, добавляют юмора и даже вызывают какое‑то сочувствие.
Но самое удивительное, что наиболее драматичную и личную историю здесь отдают Конгу. Как помнят поклонники франшизы, уже в предыдущей части он проявлял признаки разума и даже научился общаться на жестовом языке. Теперь же горилла сталкивается с непростым выбором, знакомится с обаятельным маленьким спутником и буквально тащит на себе весь сюжет. И всё это без слов.
За Годзиллу не переживайте: он всё так же выглядит воплощением природных стихий безо всяких зачатков личности. Разве что в один момент они с Конгом очень выразительно переглянутся. Тут покажется, что ящер сейчас кивнёт тому в ответ, словно Майкл Кейн в финале последнего «Тёмного рыцаря». К счастью, до такой пошлости фильм не доходит.
👎 Киновселенная никуда не движется
MonsterVerse появилась 10 лет назад — как раз в те времена, когда все захотели свои экранные миры, чтобы «как у Marvel». Вот только за пять фильмов вселенная Годзиллы и Конга так и не сдвинулась с мёртвой точки.
Идея строить историю вокруг огромных нарисованных монстров странна сама по себе, но создатели упускают даже те небольшие возможности, которые у них были. За 10 лет так и не сняли ни одного фильма или сериала про какого‑нибудь второстепенного кайдзю. Остальные монстры мелькают в качестве статистов — особенно обидно за Тиамат, которую даже толком не показали.
После «Новой империи» есть надежда на Мотру. Но пока что сюжеты крутятся только вокруг самой популярной пары. Причём ради этого Конга в буквальном смысле вытаскивают из‑под земли.
Хорошо, мы уже давно поняли, что Годзилла и Конг по отдельности могут победить кого угодно, а вместе — вообще всех сразу. А что дальше‑то?
👍 Это просто экшен с крутой графикой
Первое и главное, что нужно знать про «Годзиллу и Конга»: это самый «светлый» фильм во всей франшизе, даже поярче, чем «Остров черепа». Уже в предыдущем кроссовере авторы пытались отойти от вечной мрачности и темноты «Годзиллы», теперь же избавились от этого окончательно. Да, возможно, действие стало не таким пугающим, но, кажется, к этому уже и не стремятся.
Спецэффекты нельзя назвать реалистичными — когда речь идёт о гигантских ящерах, которые дышат то голубым, то розовым пламенем, слово «реализм» вообще лучше забыть. Но эффекты на 100% позволяют ощутить масштаб происходящего — особенно когда показывают сцены на поверхности Земли, например в Бразилии.
В других моментах картина полностью превращается в 3D‑анимацию. Часть сюжета разворачивается под землёй, среди максимально неправдоподобных декораций, которые переливаются всеми цветами радуги. Когда там ещё и пропадёт гравитация и многотонные титаны будут парить, пытаясь между делом посильнее пнуть друг друга, ваш мозг откажет окончательно.
Но этим «Новая империя» и прекрасна. Она ни на секунду не пытается быть слишком серьёзной. Это та самая масштабная жвачка для кинотеатров, которую нужно смотреть на самом большом экране, — здесь пытаются показать максимум сцен с монстрами и спецэффектами и ни в коем случае не дать зрителю заскучать.
Худшее, что можно сделать при просмотре фильма «Годзилла и Конг: Новая империя», — пытаться анализировать происходящее на экране. Смысла всё равно не найдёте, только испортите настроение себе и окружающим.
Лучше запастись напитками и снеками, найти самый большой экран из доступных и просто посмотреть, на что способен бюджет в 135 миллионов долларов, какое безумие придумали сценаристы и какими милыми могут быть огромный детёныш обезьяны и даже моль. Такое кино тоже нужно.