Простой инструмент, который поможет прокачать свои профессиональные навыки и получить работу мечты.
Оглавление
- Что такое матрица компетенций
- Для чего нужна матрица компетенций
- Как составить матрицу компетенций
- Как использовать матрицу компетенций для себя
Оглавление
- Что такое матрица компетенций
- Для чего нужна матрица компетенций
- Как составить матрицу компетенций
- Как использовать матрицу компетенций для себя
Что такое матрица компетенций
Это инструмент, позволяющий оценить профессиональные и социальные навыки сотрудников. Также он используется для сравнения компетенций работников с конкретными должностями в организации. Матрица визуально представляет навыки, требуемые для каждой позиции.
Как правило, такую табличку составляют эйчары или менеджеры по развитию.
Для чего нужна матрица компетенций
Матрица компетенций фокусируется на определённой цели. Чаще всего владельцы бизнеса могут создавать её, когда нужно подобрать исполнителей для нового проекта. Некоторые просто хотят узнать, почему конкретные проекты потерпели неудачу и является ли причиной этого недостаточная компетенция исполнителей.
Вот для чего нужна матрица компетенций в организациях:
- позволяет выбирать только квалифицированных сотрудников, а также формировать лучшие и продуктивные команды для проектов;
- отражает уровень профессионального развития сотрудников. Исходя из него, можно спланировать программы обучения и наставничества;
- помогает определить, каких компетенций не хватает в компании. В сравнении с конкурентами или без него;
- прогнозирует потенциальную угрозу потери компетенций. Это происходит особенно часто, когда в организации ограниченное количество сотрудников с этой компетенцией и они, например, решают уволиться одновременно;
- помогает отследить прогресс компании. Насколько сотрудники продвинулись в своих навыках, например, после внедрения программы корпоративного обучения.
Резюмируя, можно сказать, что матрица компетенций — это способ дать комплексную оценку рабочего коллектива, выявить его сильные и слабые стороны для повышения производительности.
Как составить матрицу компетенций
Обычно матрица компетенций выглядит как таблица, в которую заносятся имена сотрудников и их навыки. Создать матрицу проще всего в Excel, однако даже так понадобится много времени, внимание и навыки принятия решений. Поэтому желательно, чтобы её составляла HR-команда или менеджеры по развитию.
Перед началом работы важно определить цель создания матрицы компетенций: это может быть подбор команды для нового проекта, разработка программы корпоративного обучения, оценка сильных и слабых сторон рабочего коллектива.
Далее нужно сделать следующие шаги:
- Создать базу данных профессиональных компетенций — это список навыков, необходимых для роли, отдела или проекта. На этом этапе важно определить требуемые скилы, собрав и сгруппировав их в различные категории, например: коммуникация, управление, дизайн, наставничество.
- Оформить саму таблицу. Единого шаблона тут нет. Можно вносить любые дополнительные параметры, как в примере ниже, где справа добавлены столбцы «Потребность в обучении» и «Сроки обучения»:
Уровень владения компетенцией можно оценить по 5- или 10-балльной шкале, в процентах или латинскими буквами, скажем, от А до Е, где А — отлично, а Е — плохо. Некоторые компании дают сотрудникам такие характеристики, как «новичок», «профессионал», «эксперт».
Вот как могут выглядеть простая оценка компетенций сотрудников:
Компетенций у каждого работника может быть как три, так и несколько десятков — здесь всё зависит от цели матрицы.
- Сделать вывод. После полного анализа всех данных нужно прийти к заключениям по поводу компетенций коллектива. Например, можно подобрать или самостоятельно разработать программу корпоративного обучения или ввести систему наставничества, чтобы сотрудники могли делиться друг с другом опытом и знаниями.
Как использовать матрицу компетенций для себя
Табличку с навыками будет полезно составить перед поиском новой работы. Она также поможет понять, в каких местах вам надо «подтянуться», чтобы получать более высокую зарплату или претендовать на руководящую должность.
Например, вы рассчитываете на должность копирайтера. Вашими профессиональными навыками, или хард-скилами, будут:
- умение работать с текстом;
- редактирование;
- скорость написания;
- навыки фактчекинга.
Социальные навыки, или софт-скилы, которые пригодятся в этой профессии:
- умение общаться с заказчиками;
- стрессоустойчивость;
- собственная экспертная база.
В составлении матрицы компетенций для самого себя есть один нюанс — субъективность оценки. В каких-то пунктах вы можете себя переоценить, а в каких-то недооценить. Если сомневаетесь, можно спросить совета у старших коллег или начальства — они помогут оценить ваши профессиональные и социальные навыки и поделятся взглядом со стороны.
Больше карьерных лайфхаков 💼📊 Какие навыки стоит развивать, чтобы вас не заменили нейросетью Как не выгореть, когда вы ищете работу Как понять, нормальная ли у вас зарплата 8 интересных профессий, для которых не требуется образование Как сменить профессию после 30