Современная «Красотка» оказалась очень неожиданной.
17 октября в официальный российский прокат вышел новый фильм режиссёра Шона Бейкера. Возможно, эта фамилия знакома не каждому, однако про его «Анору» наверняка слышали уже почти все.
В мае 2024 года фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» — главный приз Каннского кинофестиваля. Одну из главных ролей в американской картине сыграл Марк Эдельштейн — чуть ли не главная восходящая звезда отечественного кино, а на второстепенных появились Юра Борисов и Алексей Серебряков.
На Rotten Tomatoes у картины 98% положительных отзывов от критиков (а их уже больше сотни). Первые оценки на IMDb и «Кинопоиске» тоже радуют: 8,2 и 8,4 соответственно. Но действительно ли фильм так хорош? Да. Вот только он пару раз удивит зрителей и обманет их ожидания.
О чём фильм «Анора»
Анора (Майки Мэдисон), которая предпочитает, чтобы её называли просто Эни, работает в стриптиз-клубе. Однажды туда приходит сын русского олигарха Ваня Захаров (Марк Эдельштейн) с друзьями. Хозяин клуба приводит к ним Эни, и парень быстро увлекается красивой девушкой.
Та посещает его и дома, и вскоре Ваня предлагает пробыть неделю исключительно с ним — конечно, за огромную сумму. Потом они едут веселиться в Лас-Вегас и спонтанно женятся. Вот только парень ничего не сказал об этом родителям. Те узнают о событии из жёлтой прессы и посылают своих подопечных разобраться в ситуации.
«Анора» удивляет и меняет жанры
Завязку «Аноры» проще всего описать как молодёжную и более грубую версию «Красотки». Вроде бы та же встреча проституированной девушки (Эни не только танцует) и богача. Вот только героиня далеко не первый день в профессии, а её возлюбленный — не крутой деловой мужчина, а избалованный подросток с чужими деньгами.
Первый час герои исключительно развлекаются: секс, танцы, бесконечные вечеринки, игра в приставку и употребление запрещённых препаратов. Но уже по трейлерам понятно, что потом у пары возникнут проблемы. Всё очевидно: дальше молодые персонажи будут бороться со старшим поколением, которое ничего не понимает в искренних чувствах.
Простите, но сейчас не 1990 год, и мы смотрим не «Красотку».
Хотя не все помнят, но по изначальному сценарию той самой романтической комедии героиню Джулии Робертс в финале просто выбрасывали из машины и швыряли ей вслед деньги. Нет, это не спойлер, «Анора» заканчивается иначе. Просто Шон Бейкер не собирается следовать тропам «Золушки», он даже немного издевается над ними.
Примерно через час фильм на какое-то время вообще меняет жанр и превращается в странное бадди-муви с криминальным подтекстом. Компания с противоречивыми отношениями носится по городу, постоянно ругается и регулярно попадает в идиотские ситуации. Не Гай Ричи, конечно, но здесь будет очень много шуток и забавных диалогов.
И всё это только для того, чтобы завершить историю самым наглым и прозаичным образом. Хотя в финале блеснёт всё-таки лучик надежды и станет понятно: кажется, «Анора» и вовсе не про отношения, а про то, что очень многие люди — совсем не те, кем кажутся на первый взгляд.
Именно поэтому бандиты, которые в начале врываются как типичные «братки» из 90-х, в итоге скорее нелепы, чем опасны. А герой, выглядевший самым искренним, окажется чуть ли не бесчувственным.
«Анора» просто красива
Шон Бейкер ранее был известен не так широко, но синефилы наверняка видели его «Мандарин» или «Проект „Флорида“». Все свои картины он создаёт за небольшие деньги и очень необычно смешивает стили, жанры и приёмы. Весь «Мандарин» и вовсе снят на несколько Iphone 5S.
Несмотря на массовую шумиху, «Анора» — тоже чисто авторский проект. Бейкер выступил режиссёром, сценаристом и даже монтажёром и сам же продюсировал фильм вместе со своей женой.
Как и «Проект „Флорида“», новую картину снимали на плёнку, да ещё и использовали олдскульную оптику Lomo. Это добавляет «Аноре» некой атмосферы ретрокино. Особенно во второй трети, где больше всего диалогов и экшена.
Камера то берёт общие планы (например, во время разборок в доме), то показывает крупно даже не лица, а рты героев — это создаёт почти комичный эффект. В ночных съёмках, по словам самого режиссёра, отталкивались от фильма «Захват поезда Пелэм 1-2-3» 1974 года. Кажется, сейчас так уже не любят снимать. Но этой картине очень подходят классические приёмы.
Но даже если не вдаваться в технические подробности, «Анора» — просто красивое кино. И пусть в первый час регулярно перегибают с обнажёнными телами и сексуальностью, с каждой сценой картину смотреть всё приятнее. А финальные кадры со снегом и вовсе завораживают.
Актёры играют отлично, а вот дубляж подводит
Как и большая часть авторского кино, «Анора» держится на харизме исполнителей главных ролей. И тут Шон Бейкер (он же отвечал и за кастинг) угадал на все сто. Хотя сначала стоит объяснить одну тонкость.
Хоть в российском дубляже Эдельштейн, Борисов и прочие актёры сами переозвучили свои роли, эта версия теряет не только часть атмосферы, но и кусочки сюжета. В оригинале (это видно даже по трейлерам и закадровым роликам) буквально всё общение завязано на разнице языков. В дубляже даже непонятно, почему босс хочет, чтобы именно Анора пошла в компанию к Ване. А на самом деле те, придя в стриптиз-клуб, просили девушку, которая понимает русский. И дальше в фильме явно важны акценты и сцены, когда персонажи переходят с одного языка на другой — а ведь потом будут говорить и на армянском.
Но здесь ничего не поделать, тем более что у картины и так хватает достоинств. Дуэт Марка Эдельштейна и Майки Мэдисон — великолепная основа фильма. Первый поначалу кажется максимально искренним или даже наивным, вторая — циничной и дерзкой. А потом появляется Юра Борисов.
Точнее, он приходит в компании Ваче Товмасяна и Карена Карагуляна (первый — начинающий актёр, зато второй постоянно снимается у Бейкера), но эта парочка служит чисто для комедийных отбивок. Борисов тоже смешит, но тут проявляется талант и артиста, и режиссёра — слов у его героя совсем мало, но он одним выражением лица даёт понять своё отношение к происходящему.
И только к финалу становится понятно, что не просто так на фоновую роль взяли одного из самых известных российских актёров.
Всё-таки нужно учитывать, что «Анора» — необычное авторское кино, которое скорее нарушает правила романтических историй, чем следует им. Однако смотреть этот фильм легко и приятно: Шон Бейкер не усложняет повествование и не пытается сказать больше, чем возможно в рамках этой небольшой истории. Хотя иногда есть ощущение, что первую часть, которая длится почти час, можно было бы с лёгкостью сократить.
Но зато действие регулярно разбавляют юмором, так что скучать точно не придётся. И вся шумиха и победы вполне заслуженны: это одновременно и интересное авторское высказывание, и понятное массовое кино.
Что посмотреть после «Аноры» 🔥 Что смотреть у Шона Бэйкера — режиссёра «Аноры» Диджей и благородный разбойник-коммунист. 14 лучших фильмов и сериалов с Юрой Борисовым 10 фильмов, которым дольше всего аплодировали в Каннах