Чего точно нельзя делать — так это пугать будущего ученика новыми строгими правилами.
В российском законе об образовании есть только одно требование к будущему первокласснику — возраст от 6,5 до 8 лет. Нет никаких обязательных навыков, которые необходимо проверять перед школой. Но, как правило, родителям хочется, чтобы ребёнок смог учиться с удовольствием. Поэтому стоит проверить, готов ли он к получению новой информации и общению с окружающими и есть ли у него самые простые навыки самообслуживания.
Как подготовить ребёнка к школе психологически
Первый вопрос, который стоит задать будущему ученику, — хочет ли он в школу, ждёт ли начала занятий. Если он любопытен и готов узнавать новое, всё в порядке. Если же ребёнок боится, у него резко портится настроение и он вообще не хочет говорить о школе, могут возникнуть проблемы. В таком случае стоит спокойно, без упрёков и обвинений поговорить с будущим учеником и узнать, чего он опасается.
Можно вместе с ним сходить в школу, посидеть в классе, где будут проходить уроки, поговорить с учительницей, если есть такая возможность. И показать, что в занятиях нет ничего страшного — зато точно будет много интересного.
Если в семье или среди друзей ребёнка есть старшие ученики, стоит попросить их рассказать будущему первокласснику или первокласснице, как они сами привыкали к школьной жизни. Чего боялись, что казалось непонятным, а что понравилось с самого начала учёбы. Это добавит будущему школьнику уверенности.
Ни в коем случае не стоит пугать дошкольника будущей учёбой. Если он ведёт себя не как идеальный мальчик или девочка с картинки, не надо говорить: «Подожди, вот пойдёшь в школу — там тебя научат дисциплине! И быстро отучат кричать и баловаться!» Такие фразы могут вызвать страх и напрочь отбить желание идти в первый класс.
Какие базовые представления о себе и мире должны быть у ребёнка
В первом классе не требуются серьёзные навыки. Но базовые знания необходимы. Вот что к ним относится.
- Фамилия, имя и отчество. И своё, и родителей. Ребёнок точно должен знать, как его зовут, сколько ему лет, как зовут его близких.
- Место жительства. В первую очередь это домашний адрес — его ребёнку стоит знать наизусть. Как правило, сегодня не у всех есть стационарные телефоны, поэтому будет здорово, если первоклассник будет знать мобильные номера членов семьи. Не стоит полагаться на запись контактов в телефоне ребёнка: мобильники иногда разряжаются. Школьнику стоит выучить хотя бы один номер взрослого, с которым можно связаться: мамы, папы, бабушки, старшего брата или другого родственника.
- Названия родного города или посёлка, области или республики и страны. Первокласснику стоит представлять, в какой части земного шара он живёт. Будет отлично, если он сможет назвать и другие города своей страны, а также несколько государств.
- Элементы календаря. Это времена года, названия месяцев и дней недели. Ребёнку стоит знать, какое число сегодня, какой день недели будет завтра и скоро ли наступит зима.
- Показания времени. Отлично, если первоклассник понимает, который сейчас час и как это узнать. Очень хорошо, если он знает, когда начинаются уроки, в какое время они закончатся и что будут показывать часы, когда он придёт домой.
- Основные абстрактные понятия. К ним относится знание, что такое «справа» и «слева», умение отличить основные геометрические фигуры — круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал. Ребёнку стоит помнить самые распространённые цвета, а ещё лучше — уметь различать оттенки.
- Базовые знания об окружающем мире. Это информация о самых распространённых растениях, животных, птицах, рыбах, насекомых. Об овощах и фруктах, об основных продуктах и способах их получения. О ландшафте той местности, где живёт школьник.
- Основная информация об обществе. Это информация, которую нужно знать жителю каждого города или посёлка. Здорово, если школьник представляет, как пользоваться транспортом, когда обращаться к врачу, где брать продукты и одежду, в каком случае нужно звонить в экстренные службы. Сюда же можно добавить информацию о праздниках, которые отмечают в семье и в обществе.
- Важные правила безопасности. О них говорят в школе, но лучше, чтобы ребёнок знал: нельзя играть с огнём, есть незнакомые ягоды, оставлять входную дверь в квартиру открытой. И ещё — что никогда и ни при каких условиях нельзя уходить с незнакомцами. В этот же пункт стоит добавить основные правила дорожного движения.
То есть первоклассник должен представлять, как устроен окружающий мир и как жить в нём безопасно. И знать, к кому обращаться, если возникнет вопрос или какая-то проблема.
Родителям стоит постоянно общаться с будущим школьником. Говорить об окружающем мире, о людях, об обществе. Рассказывать истории о разных жизненных ситуациях и вместе думать, как в них лучше действовать всем участникам.
Будет полезно вместе читать сказки и смотреть мультфильмы, а потом коротко пересказывать их сюжет.
А ещё — обсуждать, что понравилось и не понравилось в действиях персонажей, чему научились герои сказки и как бы на их месте поступил сам ребёнок. Можно попросить у будущего школьника дать совет тому или иному персонажу и объяснить, почему он считает свой способ действия лучшим. Так в игровой форме ребёнок научится принимать решения — пусть пока лишь сказочные. При этом он разовьёт речь и потренируется аргументировать свою точку зрения.
Во время прогулок стоит обращать внимание на окружающий мир: деревья и кустарники, растущий дом на ближайшей стройке, специальную технику. И рассказывать ребёнку, как называются растения, почему ездят автомобили, зачем нужно копать яму, чтобы посадить дерево. Такие знания постепенно накапливаются и со временем соединяются в единую картину мира.
Чтобы развивать логику, стоит отгадывать загадки и даже придумывать их вместе с ребёнком. Будут полезны и элементарные математические задачи — они помогают развивать мышление и память. Можно решать их прямо во время прогулок: например, посчитать, сколько голубей сидит на карнизе. А потом ответить, сколько их будет, если прилетят ещё два голубя.
Быстрее научиться писать поможет развитая мелкая моторика. Будущему ученику стоит почаще рисовать, лепить из пластилина, вырезать ножницами простые фигуры из бумаги. Перед Новым годом будет здорово вместе с ребёнком вырезать снежинки. Ну а если до зимы далеко, можно запастись цветной бумагой и вырезать цветы, листья или абстрактные узоры.
Какие навыки работы с информацией стоит развивать
Они нужны, чтобы изучать новые для ребёнка темы и эффективно усваивать знания. Вот несколько основных.
- Умение коротко передать смысл услышанного или увиденного. Не все дети перед школой умеют читать, и этот навык не считается обязательным. Но способность понять, о чём рассказывает учитель, и буквально парой предложений передать суть истории точно не будет лишней. Также не помешает умение рассказать, что ребёнок видит на картинке и что, по его мнению, будет происходить с увиденными героями дальше.
- Способность объединять однородные вещи или понятия. Как правило, первоклассники знают, что яблоко, груша, мандарин — это фрукты, а врач, компьютерный мастер и бухгалтер — профессии. Будет здорово, если ребёнок сможет объединять и другие, более сложные понятия. Например, поймёт, что хоккей, командная лыжная эстафета, прыжки с трамплина и футбол — это виды спорта. Но если у него спросить, что в этом списке лишнее, он может убрать футбол, потому что это летний вид спорта. И ни в коем случае не говорите, что ребёнок не прав, если он уберёт прыжки с трамплина, потому что в этом виде спорта участники соревнуются в одиночку, а во всех остальных — в команде. Это тоже правильный ответ.
- Навык задавать вопросы, если чего-то не понял. Если первоклассник не усвоит что-то с первого раза — это нормально. Он может не говорить об этом в школе. Но будет отлично, если он дома расскажет, что ему что-то неясно, и попросит взрослых объяснить. Это гораздо лучше, чем если он промолчит и не разберётся в теме. Ведь потом непонимание будет лишь накапливаться. Из-за этого может пропасть интерес к учёбе и появится нежелание вообще ходить в школу.
Все эти навыки помогут ученику не растеряться в любой ситуации, которая может возникнуть на уроках.
И здесь будут полезны те же занятия, что и в предыдущем пункте. Можно регулярно играть с ребёнком в простые интеллектуальные игры. Например, в «съедобное-несъедобное». Или во время прогулки классифицировать окружающие объекты по какому-нибудь заранее выбранному признаку.
Например, называть все красные предметы, которые вы встретите. Или все изделия, которые изготовлены на фабриках и заводах. Либо всё, что начинается на букву П. Можно придумать множество таких игр.
Стоит поощрять ребёнка задавать вопросы — и в том случае, когда он чего-то не понял, и если какой-то вывод ему показался неправильным.
Каким навыкам самообслуживания нужно научить ребёнка
Обычно первоклассники, которые ходили в детский сад, достаточно самостоятельны. Если же ребёнок находился дома, стоит проверить, способен ли он сам позаботиться о своих элементарных потребностях.
Ученики проводят долгое время без родителей или других родственников. Поэтому взрослым стоит убедиться, что ребёнок сможет несколько часов провести без контакта с близкими. Если будет сложно, можно договориться, что он позвонит на перемене и расскажет, как идут дела.
Школьнику будет спокойнее, если он знает: мама или папа ждут его звонка и поддержат, если будет нужно.
Ребёнку стоит уметь переобуваться и аккуратно убирать одежду и обувь в гардероб. Кажется, что это элементарно. Но часто бывает, что ребёнок был недостаточно внимательным или просто спешил, поэтому оставил уличную обувь в холле без мешка или забыл, куда повесил шарф. А потом, после окончания уроков, один безуспешно ищет левый ботинок, другой — потерянную шапку, третий не может найти сумку для сменной обуви.
Кроме этого, первоклассникам необходимо уверенно чувствовать себя в школьной столовой. А ещё — знать, где помыть руки перед едой или после прогулки, а также уметь пользоваться общественным туалетом. У некоторых домашних детей с этим поначалу могут быть проблемы, поэтому родителям стоит специально уделить внимание подобным навыкам.
Стоит научить будущего школьника не только аккуратно убирать на вешалку одежду и обувь. Он будет увереннее, если сумеет быстро и в правильном порядке застегнуть кроссовки или сапоги, надеть пальто или куртку и не забудет про шарф. Возможно, раньше ребёнок не всегда был внимательным, и кто-то из взрослых мог ему помочь. Теперь стоит убедиться, что школьник со всем справится сам.
Подав документы для зачисления в первый класс, родителям стоит провести для ребёнка небольшую экскурсию по школе. Можно заглянуть и в столовую, и в гардероб, и в туалет. И ответить на все возникшие у будущего школьника вопросы, а если будет нужно — рассказать, как ему предстоит действовать.
Если у родителей возникнут сомнения, готов ли ребёнок к школе, можно обсудить это с детским психологом.
Родителям на заметку 🎒 5 стратегий альтернативного образования для тех, кто не хочет отдавать ребёнка в школу Как перевести ребёнка в другую школу Как снизить стресс у школьника в начале учебного года Что можно, а что нельзя делать, если ребёнка травят в школе: советы Людмилы Петрановской «Мне это не пригодится»: как объяснить ребёнку, зачем изучать так много предметов