Новая версия выглядит лучше экранизации 2010 года, но всё равно не сравнится с оригиналом.
22 февраля на Netflix вышел сериал «Аватар: Легенда об Аанге» (он же «Аватар: Последний маг воздуха») — «живая» экранизация знаменитого анимационного проекта канала Nickelodeon.
Это уже вторая попытка переснять популярный мультфильм. В 2010 году М. Найт Шьямалан выпустил полнометражную версию, которую дублировали на русский как «Повелитель стихий». В прокате фильм кое‑как отбил огромный бюджет, но вот оценки от критиков и зрителей были разгромными: 4,0 балла на IMDb, всего 5% положительных отзывов от экспертов на Rotten Tomatoes и пять антипремий «Золотая малина». Российская публика, кстати, оказалась чуть более благосклонна — на «Кинопоиске» у фильма средний балл 5,2.
Новая версия мучилась в производстве с 2018 года. Изначально шоураннерами назначили Майкла Данте Димартино и Брайана Кониецко — авторов оригинального сериала. Но через два года они покинули проект, сославшись на творческие разногласия и негативную атмосферу. С новым шоураннером релиз «Аватара» несколько раз переносили: то из‑за пандемии, то из‑за забастовок. Но теперь он всё же добрался до Netflix.
Сериальный формат подходит «Аватару» намного лучше — хронометраж новой версии почти совпадает с длительностью первого сезона оригинала. Сюжет довольно близко повторяет мультфильм, но в этом же его проблема: «живой» сериал не предлагает ничего нового, лишь снижает темп повествования и теряет юмор.
Поэтому для фанатов он окажется явно скучнее «Аватара» 2005 года, а для тех, кто не смотрел оригинал, будет выглядеть слишком банальным фэнтези. Спасают лишь неплохие визуальные эффекты и попытки как можно ближе переснять некоторые эпизоды.
Сюжет кажется заезженным
Когда‑то в фэнтезийном мире существовали маги воздуха, земли, воды и огня. И лишь Аватар был способен управлять всеми четырьмя стихиями, чтобы поддерживать баланс. После смерти подобного человека его дух перерождался в новом теле, сохраняя память и знания предыдущих поколений. Но Народ огня развязал войну и уничтожил всех магов воздуха. Спасся лишь юный Аанг — новое воплощение Аватара. Он упал в воду и остался во льдах на 100 лет.
Когда Аанг вернулся к жизни, оказалось, что война идёт уже многие годы, всех магов воздуха истребили. Теперь Аанг при поддержке друзей Катары и Сокки из Народа воды должен научиться пользоваться памятью своих предков, чтобы восстановить баланс в мире. Однако за ним охотится принц Зуко из Народа огня — так он намеревается завоевать расположение своего отца.
Новый «Аватар» не дословно, но очень близко пересказывает сюжет оригинального мультсериала — все главные повороты и персонажи на месте, порядок передвижений героев примерно тот же.
Приятная новость для фанатов: продавца капусты тоже покажут!
Для тех, кто не знает: это фоновый комедийный герой — торговец, которому всё время портят товар, а он злится. Персонаж давно стал мемом и любимцем зрителей и представляет из себя что‑то вроде Фреда и его ноги в «Губке Бобе».
Но вернёмся к основе. Главная беда нового «Аватара» в том, что не очень понятно, для кого его сняли. Если сериал возьмётся смотреть поклонник оригинала, то не увидит ничего нового, что могло бы его зацепить.
Да, в первых эпизодах любопытно оценить, насколько удачно подобрали живые воплощения персонажей, смогли ли передать фэнтезийный мир и существ — об этом расскажем чуть дальше. Но потом фанату станет скучно переживать уже знакомую историю.
Те же, кто впервые знакомится с историей Аанга, скорее всего, удивятся её вторичности. Но раз адаптация повторяет сюжет оригинала, не означает ли это, что и мультсериал был слишком банальным? Просто не стоит забывать, что оригинальный «Аватар» выходил 20 лет назад, когда только отгремела «Матрица», вновь популяризировавшая тему «избранного» и баланса в мире, а «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» напомнил западному зрителю о жанре «уся». К тому же мультсериал — интересная попытка снять полноценный аналог аниме в США, да ещё и для канала Nickelodeon.
На сегодняшний же день все эти темы уже устарели, потом воскресли и вновь всем надоели — с ними даже поиграла киновселенная Marvel в фильме «Шан‑Чи и легенда десяти колец».
Да и название «Аватар» давно уже ассоциируется с другим фильмом. Из‑за этого даже произошла комичная история: Кен Люн, сыгравший генерала Джао, на кастинге думал, что пробуется в фильм Джеймса Кэмерона.
Поэтому ремейк «Аватара» изначально потерял все шансы стать таким же культовым. Это просто очередная вариация на тему избранного, который набирается опыта, чтобы сразиться со злодеями в последней битве. Хотя все поклонники знают, что в первом сезоне ничего не решится окончательно.
Темп истории слишком неровный, а диалоги — скучные
Как мы уже писали, хронометраж нового сериала практически равен по длительности первому сезону мультфильма. Количество показанных событий примерно такое же. Казалось бы, это подразумевает, что темп тоже должен совпадать, ведь оригинал был очень динамичным и даже драйвовым. Однако ремейку удаётся нечто необычное — он регулярно заставляет скучать.
Оказывается, для этого достаточно сместить акценты и слишком сильно разделить составляющие истории. Персонажи периодически попадают в сложные ситуации и сражаются с врагами, но после этого обязательно наступает долгая разговорная часть. Причём нередко герои в это время толком ничего не делают.
Например, в четвёртой серии Катара и Сокка примерно две трети серии просто идут по тоннелю и беседуют. Это перемежается с другими сюжетными линиями, но два важных персонажа всё это время просто ходят. Зато в действие зачем‑то вставляют двухминутную сцену с песней, будто заполнить хронометраж больше нечем.
Иногда создаётся ощущение, что авторы так и не поняли, как раскрывать персонажей и заставлять их общаться прямо во время экшен‑сцен или перемещений между локациями. А уж тем более как рассказывать историю не через текст, а визуально. Но погодите, есть же пример — всё тот же «Аватар»: в оригинале баланс был чуть ли не идеальным.
Но всё это ощущалось бы не так плохо и губительно, если бы многие диалоги не были такими уж формальными. Герои буквально периодически встают рядом друг с другом и просто подают информацию для зрителя. Выглядит это очень скучно и неестественно.
Ситуацию мог бы спасти юмор, которого в мультфильме хоть отбавляй. Но и его задвигают куда‑то на третий план. К счастью, Аанга не стали делать вечно грустным и страдающим, как поступил Шьямалан в своём фильме, — герой периодически отпускает остроумные шутки и дразнит Сокку. Но и до хулиганистого непоседы из мультсериала ему далеко.
Остаётся только гадать, почему создатели живых адаптаций мультфильмов думают, что новая версия должна обязательно быть серьёзней, — неужели удачный пример «Ван‑Писа» на фоне провала «Ковбоя Бибопа» ничему не научил?
Костюмы слишком мультяшные, но спецэффекты — неплохие
А вот что можно было сделать проще и реалистичнее, так это внешний вид персонажей. И это редкая составляющая, в которой работа Шьямалана иногда выигрывает. Например, татуировка на голове Аанга в фильме выглядела куда изящнее и волшебнее, чем синяя краска в сериале. Да и костюм героя был более органичным. Попытка слишком близко копировать аниме в плане внешнего вида героев иногда мешает воспринимать историю — только «Ван‑Пису» идёт мультяшность и гротеск оригинала.
Хотя в плане подбора персонажей создатели и правда постарались. На второстепенных героев иногда смотреть даже приятнее, чем на главных. Это касается и забавного Сокки в исполнении Иэна Аусли, и, например, дяди Айро — спутника принца Зуко. Его сыграл Пол Ли, и персонаж будто бы пришёл из рисованного оригинала.
Хорош и экшен (когда до него доходит), и спецэффекты — они помогают забыть фильм Шьямалана с его единственной красивой сценой.
Хореография драк не самая вычурная, но её сочетание с магическими приёмами добавляет яркости и динамики. А всяческие фэнтезийные животные смотрятся органично и не выбиваются из общей картинки.
Радует милейший летающий бизон Аппа — кажется, после просмотра каждый захочет такое транспортное средство и одновременно друга. И, конечно, лемур Момо — неизменная комедийная отбивка, выглядящая намного более естественно, чем в половине диснеевских мультфильмов.
До самых масштабных сцен с графикой традиционно дойдёт только к финалу сезона. Стоит признать, что глобальные спецэффекты выглядят слишком мультяшно. Но это вполне укладывается в фэнтезийное повествование, да и, когда речь идёт об огромном монстре из воды, трудно обсуждать какой‑то реализм. В целом визуальный ряд скорее радует, что хотя бы частично компенсирует посредственный сюжет.
Самое печальное, что нового «Аватара» даже не хочется ругать. Сериал не вызывает почти никаких эмоций. Про него хочется сказать что‑то вроде «нормальная экранизация», посмотреть один раз и забыть. А когда возникнет желание вспомнить историю об Аанге, большинство всё равно включит мультфильм.
Пароль: 65rf76r47f